С древности так сложилось у чеченцев, что дедушка проводит много времени с внуками.
Почему дедушка?
Во-первых дед уже стар, поэтому сидит дома.
Сын есть добытчик, поэтому он занят.
Сыну надо накормить и родителей своих и детей своих.
У чеченцев в семье все распределено.
В семье каждый знает, что ему делать.
Дедушка есть глава семьи и на его плечах правильное воспитание внуков.
Дед должен рассказывать внукам, как он ходил в походы, воевал, женился, дружил с товарищами.
Но, каждый дед должен объяснить детям, что есть правила, которые не должен нарушать чеченец.
Это делать ежедневно омовение, делать намаз.
Это самое главное.
Почему делают омовение?
Это для того, чтобы быть абсолютно чистым, если вдруг попадешь к Творцу!
Разве предстало человеку предстать перед Богом грязным?
Дальше, чеченский дед учит внуков тому, что нет в мире ничего, от чего нельзя отказаться, кроме трех вещей: Воздух, Вода, Хлеб (еда).
От всего остального, чеченцев учат с детства отказываться, когда это нужно!
Когда надо, отказываешься от всего, кроме Воздуха, Воды и кусочка Хлеба!
Это учат, чтобы не было соблазнов.
Дальше учат внуков тому, чтобы он, когда в юности начинают играть гормоны и он подвержен страстям, удерживать себя от похоти.
Дальше с детства учат быть собранным, это по-чеченски – «Собар».
Собар, это когда чеченец должен быть трезвым и мудрым абсолютно!
Не делать ни одного поспешного шага!
Уметь подумать сначала, а не действовать необдуманно!
Это и есть – Собар!
То есть никогда не выносить поспешных решений.
Сталин, хороший он или плохой, делал и поступал по-чеченски!
Поэтому победил в Великую Отечественную Войну!
Любого чеченца учат жить без ссор.
Поэтому, любой чеченец, оказавшись в новой обстановке, умеет отказаться от всего, в нужный час, быть собранным и сдержанным и не лапать женщин, чтобы не оскорбить ее чувства и чувства ее родственников.
Когда Пушкин А.С. поехал в свое путешествие в Эрзурум, он попросил, легендарного чеченца Тайми Бейбулата поехать с ним.
По дороге Пушкин задает вопросы Тайми Бейбулату, как ему удается быть абсолютно смелым?
Тайми Бейбулат отвечает, что он, Тайми, абсолютно не смелый.
Он, Тайми, говорит Пушкину: «Нет, нет, я не смелый, я всегда боюсь…».
Пушкин говорит ему, что он, Тайми, знаменит на весь Кавказ своими подвигами и смелостью, и что он просит внести ясность!
Тайми объясняет Пушкину, что придя в гости, в любой дом, он, Тайми, боится посмотреть на женщину, чтобы не обидеть хозяина – «Нет, нет, я всегда боюсь обидеть кого-нибудь».
Вот оно истинное чеченское воспитание и благородство.
Однажды Тайми оказался в гостях, проездом у черкесского князя.
Любой чеченец у любого князя Кавказа встречался и провожался на равных.
И любой царский генерал принимал чеченца на равных.
Князь был наслышан о смелости Тайми Бейбулата и угощая его нежной бараниной, спрашивает, как надо обороняться и чем, если вдруг на него неожиданно нападут.
Тайми Бейбулат говорит, что в таких случаях, оружие есть все, что попадется под руку.
Теперь маленькое отступление, чеченцы гостя охраняют с переступления порога его дома, пока он не уйдет.
С чеченским гостем ничего не должно случиться!
Он должен уйти, как пришел!
Полная гарантия безопасности.
Поэтому чеченец в гостях, себя чувствует спокойно, где бы он не был.
Долг гостеприимства превыше.
Это знал и черкесский князь.
И когда, чеченец Тайми Бейбулат, перед сном вышел во двор на омовение с кувшином воды, терзаемый любопытством черкесский князь, выпускает с клетки льва.
Лев естественно нападает на Тайми Бейбулата, который уверен в своей безопасности, и поэтому оружие оставил в кунацкой (комната гостя).
Тайми Бейбулат оглянулся по сторонам и не заметив ничего подходящего для обороны, схватил кувшин и пошел в нападение, заставив льва попятиться.
Только тогда, когда князь понял, что Тайми и не думал пугаться и отступать, он выпустил слуг, которые затащили в клетку, якобы сорвавшегося льва и потом весь вечер говорил Тайми, что он действительно понял, что оружием является все, что под руку попадется.
Это вошло в историю.
Чеченцы дейвительно боятся оскорбить женщину.
Очень важно, у чеченцев научить детей видеть и слышать ясно!
Всегда быть собранным, готовым ко всему, и вести себя уважительно ко всем.
Иногда, такое поведение воспринимается как слабость и трусость, у других народов.
Расскажу анекдот: где-то в Европе, женился чеченец.
Там Ловзар и пир горой.
Лезгинка, танцы, чеченский флаг.
Иностранец на свадьбе спрашивает у чеченца, а что это мол за животное на флаге?
Чеченец, говорит, что это – Волк!
А почему он сидит? – говорит иностранец.
Чеченец говорит, что если этот волк встанет, то все убегут.
Чтобы никто не убежал, а веселились, волк на гербе – Сидит!
Так и тут.
Скромность чеченца иногда можно принять за слабость.
Но только до тех пор, пока к чеченцу не полезут или не оскорбят.
Тут чеченец, даже если он один, удивляет публику!
Пусть лучше волк сидит!
Чеченца учат думать о последствиях.
Чтобы исключить плохие последствия, чеченец должен научиться правильные принимать решения.
Чеченец никогда не будет есть один, если кто-то не ест!
Он, перед тем, как выпить воду, протянет ее тому, кто находится рядом.
И все, абсолютно все чеченцы, всегда исправляют ошибки.
|