Чеченский национальный балет PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
05.04.2014 17:09

Чеченский детский ансамбль "Зия"

Балет Сухишвили

Случайно включил я тему чеченского танца. Там не только  чеченские танцы выскочили, но и адыгейские, и осетинские и дагестанские.
Мое внимание буквально приковал к себе детский чеченский ансамбль "Зия" имени Зии Бажаева.
Я видел много кавказских групп и ансамблей, но "Зия" - лучшее что я видел. Искрометные чеченские дети выплясывали лучше всех из того, что мне приходилось видеть до сих пор.
Тогда я подумал, что чеченцы вышли на тот уровень, когда они могут создать свой,  чеченский  национальный  балет .
Такой уже есть.
Он принадлежит легендарному Сухишвили.
Это первый и единственный  балет  национального  кавказского танца. Жизнь не стоит на месте. Все двигается, все изменяется.
Реки меняют русло, все планеты движутся, понедельник сменяется на вторник и так далее.
Грузинский  национальный  балет  развивает и оттачивает лезгинку, и ушли очень далеко. Ни один танец лезгинки у Сухишвили не похож на другой. Танцы настолько темпераментны и синхронны. Повторить эти танцы очень сложно из-за их четкости и синхронности.
Я так всегда считал, пока в интернете не увидел чеченский детский ансамбль "Зия".
Дети этого ансамбля практически не уступают балету Сухишвили.
Балет Сухишвили танцуют и развивают "лезгинку".
Чеченцы тоже танцуют ту же лезгинку. Она у всех одинакова, хотя и разнообразна.
Нету лезгинки дагестанской или чеченской или грузинской. Лезгинка у всех кавказцев одна и манера ее исполнения одна. Но, чеченцы, почему-то называют ее или чеченской, или ингушской или осетинской когда чеченский ансамбль танцует разные танцы.
Танцы должны быть разнообразные и во многом количестве.
Но "лезгинка" с одинаковым успехом принадлежит всем народам Кавказа.
Нет "Лезгинки" грузинской, дагестанской или чеченской.
Есть танец "лезгинка".
Его нужно развивать дальше и не навешивать ярлыки: - чеченский, грузинский, дагестанский.
Никогда не надо кавказский танец объявлять осетинским, адыгейским, черкеским.
"Лезгинка" принадлежит всем народам сынов Кавказа.
Главное танцевать "лезгинку" и часто. А хорошо ее танцевать долг каждого кавказца!
Любой танец имеет свое название, но не название народа, как это принято считать у чеченцев.
А чеченский танец "лезгинка" сегодня нуждается во вселении в нее нового духа, в почти забытое чеченское танцевальное искусство.
Глава Чеченской Республики, Рамзан Ахматович Кадыров уделяет огромное внимание развитию республики. Начиная от спорта, быта чеченцев, возрождения чеченского искусства и до самого главного искусства - танца, в котором виден дух его исполнителя.
Если в танец вложен дух и самовыражение, то танец получается необыкновенно красиво.
Рамзан Ахматович очень внимательно и душевно участвует во всех направлениях восстановления республики. Народ это понимает и любит Рамзана Ахматовича как заботливого отца. Нет такого чеченца, который не может обратиться к Рамзану Ахматовичу за помощью или подойти и обняться с ним. За его старания народ искренне полюбил его и знает, что Рамзан Ахматович никогда не бросит обратившегося за помощью.
Рамзан Ахматович с большой любовью и энтузиазмом возрождает обычаи чеченского народа. Это "Илли", "Ловзары", "Синкъерам".
И везде присутствует танец.
Без танцев жизнь горцев неинтересна.
Поэтому особое внимание уделяется горским танцам и песням.
Рамзан Ахматович возродил чеченские праздники.
Он сам одет в черкеску, подпоясанную кавказским кинжалом и все, кто на этом празднике тоже одеты в национальные костюмы.
Возвращаясь в почти забытое чеченское танцевальное искусство, хочу сказать, что нужно многократное увеличение числа исполнителей, ускорение темпа, постоянная смена ритма, совершенствование чеченских приемов с упором на классическую танцевальную технику и их свободное комбинирование.
Уделить подчеркнутое внимание на линейную расстановку танцевальной массы на сцене и полностью рассчитанный, хорошо сбалансированный общий рисунок танца.
Необходимо четкое разделение солистов и массовки по-балетному принципу.
Почему я считаю, что чеченский танец нужно возрождать?
Потому, что танец "лезгинка" имеет свой, таинственный танцевальный язык. А он таит в себе то, что временами сознательно народ "забывает" в круговоротах истории и теряет сознание народа из-за происшедших в недрах коллективной души изменений и специфические особенности восприятия мира.
Необходима реформа чеченского танца для того, чтобы поднять его на совершенно новый уровень. Для этого нужна теоретика балета, и не просто балета, а нового балета.
Всем кажется, что балет может быть только у Чайковского. Это не так. Весь мировой балет оттолкнулся от самого древнего танца в мире "Лезгинка".
Лезгинка - это народный танец всех народов Кавказа, который является колыбелью всех языков мира.
Чеченская лезгинка нуждается в модернизации. Это может сделать создание  Чеченского  Национального  " Балета ".
"Лезгинка" - это чудо, или "чарующее зрелище". Это можно назвать "ураганом на сцене". В теории - Чеченский танец, это ослепительный ансамбль с бряцаньем оружия с бросанием кинжалов, потрясающая синхронная пляска мужчин на носках с обязательным присутствием привкуса классицизма и гармонии.
В  чеченском  национальном  балете  танцев должны быть люди не с улицы, а артисты с профессиональной подготовкой, которые должны хорошо владеть хореографией и шлифовкой.
То есть искрометность, быстрота, четкость и самое главное - синхронность.
К счастью, есть на земле место где этому искусству хорошо научат.
Это Грузия, у которой бессменно руководит танцем из поколения в поколение династия Сухишвили.
Это и Тенгиз Сухишвили, сын основателя и его мать, которая все еще является главным хореографом и директором национального  балета  Грузии.
Нужно пригласить учеников Сухишвили в Грозный, чтобы они научили классическим приемам исполнения кавказских танцев...
Про Сухишвили - легенду мирового танца можно говорить долго и чувственно. Я немного расскажу Вам историю Сухишвили-Рамишвили.
Итак история, похожая на сказку. Жил-был один грузин, которого звали Илико Сухишвили. У него была жена Нино Рамишвили.
Жили они как раз в то время, когда властвовал над миром Иосиф Сталин. Берия представил Сталину грузинских танцоров, которых я Вам сейчас назвал.
Берия сказал Сталину, что чета Сухишвили и Рамишвили являются меньшевиками и врагами Советской Власти. Это было в 1937 году.
Приготовившись к худшему, Илико попросил Сталина разрешить ему станцевать. Сталин дал согласие и Илико, прямо в кабинете ЦК партии в Кремле так страстно исполнил все свои танцы, что просто очаровал вождя.
Сталин сказал "Проси что хочешь", думая, что он попросит пощады.
Сметливый грузин Илико ответил: "Вашу фотографию с автографом".
В тот же день Илико получил фотоснимок с автографом и разрешение на создание ансамбля грузинского народного танца.
Основателей коллектива давно нет в живых. Сухишвили не стало в 1985 году. Жена пережила его на 15 лет.
Ансамбль стал семейным предприятием, которым теперь руководит сын Илико и Нино, Тенгиз Сухишвили, его жена Инга Тевзадзе работает репетитором.
А новые программы ставит внук - Илико Сухишвили - младший, а костюмы придумывает внучка - Нино Сухишвили.
А начиналось все это так. В 1945 году, сразу после окончания войны, Сухишвили и Рамишвили начали возрождать пришедший в упадок во время войны, грузинский танцевальный фольклор.
А уже через три года, в 1948 году, ансамбль выпустили в Европу.
Концерты прошли с оглушительным успехом и приглашения посыпались со всех сторон: они выступали в Америке, Австралии.
"Сухишвили" стал первым ансамблем народного танца, который выступил на сцене знаменитого оперного театра "Ла Скала" в Милане и установил своеобразный рекорд: после концерта, занавес поднимался 14 раз. Тем самым грузинские танцоры перещеголяли самого знаменитого итальянского тенора всех времен Энрико Карузо, после выступления которого занавес поднимался 11 раз.
Теперь всемирно известным ансамблем, получившим статус " национального  балета  Грузии", руководит уже третье поколение династии Сухишвили-Рамишвили.
Теперь в их программе не только фирменные старинные танцы, но и современные номера, поставленные на основе национального фольклора, не только грузинского, но и остальных народов Кавказа.
За верность традициям отвечает Тенгиз Сухишвили, сын основателей ансамбля.
А новые танцы ставит молодой Илико, Илико-младший или Илико Сухишвили-младший, внук основателей.
Династия Сухишвили-Рамишвили возглавляют аж с 1930 годов грузинский ансамбль народных танцев. Сегодня их детище получило новое название: " Национальный  балет  Грузии", который современники называют уникальным феноменом, который хотя бы раз нужно увидеть собственными глазами.
Я с семидесятых годов знаю и знаком с некоторыми членами этой династии.
Когда смотришь творение их, то тебя раздирает восторг.
Я надеюсь, что чеченцы пригласят к себе учителя кавказских танцев к себе в Чечню, либо пошлют на обучение в Грузию молодых чеченцев, порядка ста человек и станут традиционно посылать к ним для обучения каждый год чеченцев, любящих свой народ и танцы.
Я считаю, что у чеченцев, танцевавших азартно орлиные танцы, наступил кризис.
Девушки сделав полкруга уходят с круга, хлопнувши в ладоши, показывая свое уважение, мол я тебя уважаю, но не "царское" это дело, выплясывать тут.
Это скучно и неинтересно. Когда скучно-значит неинтересно. Если не интересно, то все уходит в забытье.
Чеченцы должны танцевать. Все что делают чеченцы, они делают лучше всех.
Возьмите танцора - великого Махмуда Эсамбаева, который славился тем, что является патриархом всей Советской Эстрады. Ему рукоплескал весь мир.
Возьмите Муслима Магомаева, и тоже чеченца, короля песни в СССР.
Возьмем мировую вольную борьбу. Здесь тоже чеченец стал королем борцовского ковра, ставший трижды Олимпийским чемпионом. Если взять мировой бокс - то это Олимпийский чемпион - Битербиев, которому сегодня нет равных. И дай бог ему успехов и чтобы он ни на секунду не расслаблялся, и тоже стал трехкратным олимпийским чемпионом.
Возвращаясь к танцу хочу сказать, что кавказские танцы, как и сами народы Кавказа, бросают вызов законам гравитации, делая двойные пируэты с колен.
А головокружительно-скоростные вращения, завершающееся с невероятной меткостью - само совершенство, идущее с древних плясок вокруг костра, напоминающее полет орла.
Если Вы когда-нибудь окажетесь в центре, где танцуют 10-20 танцоров, Вам покажется что Вы оказались в центре шторма, где энергия этого танцевального шторма и страсть его передается всем, кто находится радом.
Лезгинка - это магия. Он завораживает, очаровывает, затягивает и уводит от твоих дум, куда-то далеко в новый мир.
Танец - это древнее искусство, идущее от первобытных людей, прыгавших вокруг костра и через костер, выражая свои эмоции-победителя. Ведь он забил какого-то мамонта и принес домой, в общак, мяса на неделю.
Как же тут не прыгать. В прыжке этом видна его воинственность и ловкость, изобретательность и пластика. Движения хорошего танцора очень отточены. Ведь танец развивался вместе с человеком, оттачивая мастерство и искусство танца.
Танец может выражать боль и радость, уважение и бесстрашие.
С Кавказа началась жизнь всего человечества идущего от Ноя, так как Ковчег Ноя застрял на Кавказе. Именно кавказские танцы легли в основу всех танцев и дали развитие всем видам хореографического искусства.
Кавказский танец - это балет, который является танцевальным искусством, насчитывающим много тысячелетий.
Возьмите и проследите, как плавно танцуют горянки, точно как лебеди. Точно так танцуют и девушки современного русского балета.
Единственное что их отличает, так это то, что у кавказских женщин - одежда, скрывающая части тела, кроме лица и кистей рук.
Танец - это выражение души. Если танцует, значит торжествует. Это портрет народа. Вот почему нужно танцевать красиво. Значит нужно репетировать и тренироваться.
Это немая поэзия и сокровищница, выражающая эмоциональное настроение народа, самобытность его, фантазию, глубину и свежесть чувств.
Это язык твоего народа, который является и летописью твоего народа.
Задумайтесь на мгновение.
Танец-это твой язык.
Язык - это летопись.
Летопись - это твоя история.
Танец и язык тесно друг с другом связаны.
Танец нуждается в постоянном изучении, как это делают Сухишвили.
На данном этапе нужно договариваться с Сухишвили, чтобы они научили чеченскую молодежь артистизму. Артистизм у чеченцев канул в прошлое.
И считаю, что нужно создать новый  чеченский  ансамбль, под названием " Чеченский  национальный  балет  танца" а его танцоров посылать по-договоренности к Сухишвили.

Обновлено 24.08.2014 08:55
 
 

Статьи

Сейчас на сайте

Сейчас 30 гостей онлайн