Петроглифы
Кроме того, существовали тейпы, которые не входили в тукхумы, но имели своих представителей в Мехк кхел: Багачирой, Гухой, Дишний, Зурзакхой, Кей, Майстой, Мулкъой, Нашхой, Орсой, Пешхой, Садой, Ялхарой.
При этом, некоторые из этих тейпов претендуют на то, чтобы называться тукхумами, как, например, дишний и мулкъой. читать дальше »
Шуотой
Территория тукхума Шуотой начиналась у самого входа в Аргунское ущелье и заканчивалась к югу селением Нихалой. В нее входили также селения боковых ущелий по течению Аргуна.
В тукхум Шуотой входили следующие чеченские тейпы: Варандой, Вашандарой, ГIаттой, Зумсой, Келой, Маршалой, Нижалой, Нихалой, Пхьамтой, Саьттой, Тумсой, Хаьккой. читать дальше »
Шарой
Историческая область Шарой лежит в верховьях реки Шаро-Аргун, к востоку от чеченских обществ Чанти и Хачарой, к западу от Чеберлоя. На юге она граничит с Грузией, на севере – с Ичкерией. читать дальше »
Чеберлой
Чеберлой – историческая область, расположенная на юго-востоке Чечни.
Границы этой горной области точно неопределены, наиболее распространенным является мнение о том, что к Чеберлою относятся только район Макажоя, озера Кезеной-Ам, селений Хой и Харкарой. читать дальше »
Чантий
В тукхум ЧIаьнтий входили следующие тейпы: Доьрахой, Кхуокхадой, Хьачарой, Хилдехарой, ЧIантий, ЧIинхой.
Селение Итум-кале лежит в широкой котловине, образованной течением Аргуна. Южная часть его, Пхакоч, то есть верхняя часть села, наиболее древняя. Здесь, на возвышенном месте, стояло прежде укрепление, состоящее из нескольких боевых и жилых башен, обнесенных высокой каменной стеной. Отсюда контролировалось дорога в Грузию и Дагестан, а также в другие районы Чечни. В наше время от укрепления остались руины боевой башни и комплекс каменных построек прямоугольной формы. Одно из сооружений, внутри которого сохранились остатки каменных колонн и тайники, обычные для культовых построек, исследователи считают древним языческим святилищем. Кроме того, здесь остались развалины нескольких жилых башен. Развалины боевой башни сохранились и на правом берегу Аргуна, при въезде в селение со стороны Ушкалоя. Она, по всей видимости, была сигнальной башней и соединялась визуальной связью с Бекхайлинским комплексом и замком Пхакоч. читать дальше »
Терлой-Мохк
Терлой – один из девяти чеченских тукхумов, входивших в Конфедерацию чеченских вольных обществ в XV – XVIII веках. В тукхум Терлой в свою очередь входили восемнадцать сельских общин или тейпов:
- Арстхой
- Барай
читать дальше »
Орстхой
Орстхой (Арштхой, Эрштхой) – историческая область Чечни, которая находилась к западу от Акки и Ялхарой и включала в себя район, примыкающий к озеру Галанчож, ущелью реки Фортанга, а также Ассы в нижнем ее течении.
К тукхуму Орстхой относились следующие тейпы: Галай, ГIандалой, ГIарчхой, читать дальше »
Нашх
Нашх – это историческая область на западе Чечни, у истоков реки Гехи. На западе она граничит с Акки-мохк, на юге – с обществом Терла, на востоке – с Пешхом.
Согласно чеченским преданиям, в Нашхе находилась древнейшая столица чеченцев. Здесь родился легендарный герой Чечни – Турпал Нахчо. Отсюда вышли все коренные чеченские тейпы, и расселились на восток и север, от Ичкерии до берегов Сунжи и Терека.
В старинной чеченской песне поется: читать дальше »
Мелхиста
Мелхиста – древняя историческая область Чечни, расположенная на левом берегу Аргуна, на границе с Грузией, между руслами рек Меши-Хи и Бяста-Хи. Мелхиста в переводе с чеченского – «страна солнца». Название это, вероятно, связано с тем, что солнце считалось тотемным предком чеченского племени, жившего здесь. Хотя есть и другое предположение: дело в том, что южные склоны хребта Коре-Лам, на котором находилось большинство селений Мелхисты, круглый год освещены солнцем.
В тукхум Маьлхи входили следующие тейпы:
Баьстий, Бенастхой, Италчхой, Камалхой, Кхоратхой, Кеганхой, Меший, Саханхой, Тератхой, Джархой, Эрхой, Iамхой. читать дальше »
Майста
Майста – древняя историческая область Чечни. Она расположена в высокогорье, к востоку от реки Чанти-Аргун, вдоль границы с Грузией. Это самый суровый и прекрасный величественной красотой край горной Чечни.
Вечные льды, громады скал, глубокие пропасти, дикие горные реки удивительным образом сочетаются здесь с густыми буковыми и сосновыми рощами, зарослями диких фруктовых деревьев и кустарников, морем цветов в летнее время. А над всем этим возвышаются древние башни – молчаливые хранители вековых тайн. читать дальше »
Нохчимохк
Нохчимохк (Ичкерия) – самая восточная область Чечни, расположенная к северо-востоку от Чеберлоя. Название ее образовано, по всей видимости, от кумыкского «ичи ери» – внутренняя земля, область. Ичкерия граничит на юге с Чеберлоем, на востоке – с Дагестаном, на западе – с тукхумом Шарой, на севере – с Чеченской равниной.
К тукхуму Нохчмахкхой относились следующие тейпы:
Айткхалой, БелгIатой, Беной, Билтой, Гендаргеной, ГIордалой, Гуной, Зандакъой, Ишхой, Куршалой, Сесанхой, Чермой, ЦIонтарой, Харачой, Чартой, Эгашбатой, Элистанджой, Энакхалой, Энгеной, Эрсеной, Ширдой, Шуоной, Ялхой, Iаларой. читать дальше »
Акки – один из девяти тукхумов, входящих в Средневековье в Конфедерацию чеченских обществ. В тукхум Аькхий входили следующие тейпы:
- Барчахой,
- Ваппи,
- Жевой,
- ЗIогой,
- Ноккхой,
- Пхьарчой
Еще в позднем средневековье аккинцы занимали территории к западу не только от истоков Гехи, но и Фортанги, и Ассы. читать дальше »
Тейпово-тукхумная демократия является традиционной формой политической организации чеченского общества с XV до начала XIX века [1]. Верховный орган – Мехк кхел или Совет страны, представлял в одном лице законодательную и судебную власть. Члены Мехк-кхела избирались по системе пирамиды из представителей различных тейпов. читать дальше »
Исследование социальных институтов не только древней, но и средневековой эпохи, при отсутствии достаточного количества письменных источников и исторических сведений является достаточно затруднительным. Историческая память народа и немногочисленные фольклорные материалы являются слабым подспорьем для историка, изучающего генезис и эволюцию социальных структур, в течение нескольких столетий определявших жизнь и менталитет этноса. читать дальше »
Материальная культура является важнейшим историческим источником при исследовании и воссоздании прошлого любого народа, даже при наличии письменных хроник и летописей. Архитектура жилищ и храмов, фортификационные сооружения, орудия труда и вооружение[1], предметы быта и украшения при их объективном научном исследовании и адекватной трактовке дают обильный и незаменимый материал для исторической реконструкции любой эпохи. Особенно актуально использование материальной культуры как исторического источника для воссоздания отдаленного прошлого чеченцев, впрочем, как и других народов Северного Кавказа, обладающих древнейшей историей, но не имеющих или, по крайней мере, не сохранивших письменных текстов. читать дальше »
Эпоха Позднего Средневековья (XIV–XVII вв.) является «темным пятном» в истории чеченцев. Сочинения средневековых историков и архивные материалы того времени практически не дают достоверной информации о государственном устройстве, внутренней социальной структуре и правовой системе чеченцев и ингушей того времени. читать дальше »
В горной Чечне, в одном из боковых ущелий Аргуна, сохранился камень из древней постройки с рисунком, который может быть датирован II тысячелетием до нашей эры. Не вызывает сомнения, что на камне изображен какой-то летательный аппарат. Этот рисунок может быть связан с древним преданием чеченцев о происхождении их со звезды Сириус. На какую-то связь этих ущелий с инопланетными цивилизациями указывают и другие петроглифы, обнаруженные в этом районе, в том числе и изображения человекоподобных существ.
источник интернет - Леча Ильясов
|
|