"Капитолийская волчица" была отлита всего лишь в средние века, а не до нашей эры
Архетипический символ основания Рима - бронзовая статуя волчицы с двумя человеческими младенцами в натуральную величину - оказался примерно на 1700 лет моложе самого "священного" города, заявили официальные лица Рима.
Уличная копия "оригинала". Фото: Елена Меляшинская/dostoprimy.ru
Официальное заявление, сделанное в Капитолийском музее, в отдельно отведенном для высокой бронзовой статуи зале, отныне отменяет общепринятое мнение по поводу того, что именно эта скульптура воспринималась ранними римлянами в качестве символа своего города.
"Новая датировка попадает в промежуток между 1021 и 1153 годами", сообщилDiscovery News Лусио Калканьиле, инициатор радиоуглеродного анализа в университете Саленто.
Всемирно известная статуя «Капитолийской волчицы», вскормившей Ромула, легендарного основателя Рима, и его брата-близнеца Рема, после того их бросили в корзине в реку Тибр, была подарена римскому музею папой Сикстом IV в 1471 году.
Все века эта скульптура считалась либо продуктом этрусской мастерской 5 века до н.э. или же шедевром 6-го столетия до н.э., созданным руками этрусского скульптора Вулки Веийского.
Ученые уже давно установили, что бронзовые фигуры мальчиков Ромула и Рема были добавлены в эпоху Возрождения. Тем не менее, до реставрации 1997 года серьезных сомнений в подлинности самой волчицы ни у кого не возникало. Пока реставратор Анна Мария Карруба не заметила, что волчица — это монолитная отливка, то есть исполнена в технике, ставшей доступной лишь позднее, в средние века.
В то время как в древности сложносоставные бронзовые статуи сначала отливали отдельными частями, и только затем спаивали вместе. Впервые примененная греками, а затем принятая на вооружение этрусскими и римскими мастерами техника заключалась в пайке отдельных частей с использованием бронзы в качестве сварочного материала.
После весьма продолжительных дискуссий по поводу подлинности объекта, римские чиновники призвали провести углубленное изучение исторического артефакта с тем, чтобы окончательно развеять всякие сомнения.
Использование масс-спектрометрии с использованием ускорителя, позволило ученым установить радиоуглеродную датировку органических образцов, извлеченных из старинного литья. Результаты с точностью в 96 процентов показали, что скульптура была изготовлена между 11 и 12 веками нашей эры.
"Итак, наше новое утверждение — что это, увы, всего лишь средневековая копия оригинальной этрусской работы", заявил руководитель муниципального отдела культуры города Рима Умберто Брокколи.
Та самая волчица с сайта ru.wikipedia.org (высота: 75 см)
Чиновник отметил, что еще в 18-м веке об «этрусском» происхождении волчицы впервые заявил известный немецкий искусствовед Иоганн Иоахим Винкельман. Свое заключение, породившее авторитетный миф, тот сделал на основании стилистики изваянного меха волчицы.
К сведению, волчица считалась тотемом сабинов и этрусков, сама же статуя была перенесена в Рим в знак единения римлян с двумя этими народами.
|